Объединение сайтов | Главная | Регистрация | Вход
Дневник воспоминаний
Богданов Роберт Артурович
15:47
Из воспоминаний Богданова Роберта Артуровича, в 1986-87 гг. командир БМП № 776 1-й ПЗ ММГ-2 Шибирган:

Точную дату рейда назвать не могу. Ориентировочно вторая половина мая 1987 г.
С 1-й ПЗ ММГ-2, находящейся на тот момент в Файзобаде, были привлечены четыре экипажа БМП № 772, 773, 775, 776. С утра вышли в Шибирган. Как обычно прошли мимо Даулотобада, и после него ушли правее, с целью выйти на участок трассы Андхой-Шибирган чуть западнее Шибиргана. Местность там имеет переходный характер от сопок к пустыне. Чистого песка, как такового нет, в основном невысокие «сопки». Одним словом складки местности. Этот рейд был своего рода «дембельский аккорд» «жуков» 85 г. призыва. Взяли с собой для обкатки новых механиков-водителй, которые должны были заменить «дембелей».
Дойдя приблизительно до половины пути встали на кратковременный перекур, ушли со связи с «Березой» (позывной Файзобада), вышли на связь с «Шорой». На моей машине за штурвал сел молодой водитель, - Игорь Невидничий. Тронулись. Впереди идущие задали хороший темп, гонка получилась что надо. Игорь сразу неплохо себя показал. Все думали, что за штурвалом «Дизель», - Вовка Товкайло.
В Шибирган прибыли до полудня. Колонна была практически готова к маршу. Пообедали. Встали в замыкании. Помимо бронемашин были транспортные машины с продовольствием и «товарами народного потребления». Дойдя до «28-го километра», повернули налево, пошли на север вдоль газопровода.
(листы карт маршрута: J-41-120, J-42-109, J-42-097, J-42-085)

Очень доставал боковой ветер, выхлоп из эжектора сносило на меня и механика. Плюс жара. Хорошо хоть, что пыль в сторону сносило (кто знает, что такое пыль на марше, объяснять не надо, ощущения не из приятных). Спустя какое-то время начали попадаться песчаные участки. Дальше-больше. Начались барханы. Здесь и понадобилось проявить агитационную сущность рейда. Застряла в бархане по самые «бакенбарды» «барамбухайка» местного торговца. Надо помочь, иначе нельзя. Начальник ММГ Голоколосенко А.Н. приказал начальнику 1-ой ПЗ ст. лейтенанту Анацкому В.Г. остаться. Основная колонна пошла вперед, мы задержались. Анацкий говорит «Дизелю»: - тяни, - а он артачиться, - мол, масло из-под коренного сочится, не буду.
НЗ приказывает, - тяни. Зацепили. Трос у нас был нестандартный, толстый. Дернули резко. «Барамбухайка» содрогнулась, но из песка не вышла. Стоит мертво. Еще раз дернули. Трос лопнул. НЗ приказал зацепить свою БМП, 772-ую. Лёва Коник дернул. Безрезультатно. Еще раз дернул. Результат налицо, - оторвали бампер. «Бабай» только руками развел. «Оказав помощь», продолжили движение. Колонну догнали быстро.


                                                                            БМП № 772 на марше

Ближе к Келифу дорога стала получше, - песка поубавилось. На подходе 101-й связался с заставой. Позывной «Лодка». Зашли в Келиф, дозаправились топливом. Впечатлил мост с газопроводом через Амударью. И ещё запомнилась очень высокая гора на территории заставы. Я так прикинул, что не сахар каждый раз туда на пост карабкаться.

                                             фото вантового моста (взято с форума "пограничник")

Был на территории заставы очень приличный бассейн. Искупались.
На той стороне реки, - Союз. Контраст ощущается очень хорошо. Смотришь на тот берег, а там баржа пришвартована, самосвалы грунт возят. Самолеты АН-2 местных авиалиний летают… Другая жизнь.
В Келифе заночевали. Моя смена была под утро. Дежурили с Невидничим. Было такое правило, - последняя ночная смена готовит завтрак для экипажа и десанта. Приготовили. После подъема позавтракали и продолжили движение. Маршрут, - западнее Келифа по дороге, идущей вдоль Амударьи (Амударья вне видимости).
(листы карт маршрута: J-42-085, J-41-096)

Прибрежная зона очень сильно отличается от пустынной части. Очень запомнился один из пейзажей, - проезжали мимо небольшого перелеска, деревца были очень похожи на небольшие осины. Такое чувство, что не в Афганистане, а где-то в средней полосе России находишься. Однако этот перелесок был небольшим. Потом прошли через пару кишлаков. В кишлаках на улицах были очень приличные лужи, что нехарактерно для обычных кишлаков. Сказывается близость большой реки, и как следствие, подпитка грунтовыми водами.

                                                                     Вода на улицах кишлака

Один из кишлаков хотели обойти южнее, по барханам. БМП двигались без проблем, а БТРы-«семидесятки» не тянули. Двигатели заунывно ревели, мощности не хватало. Эту затею бросили, и пошли по кишлаку. Сколько кишлаков прошли,- сейчас не скажу точно, - три или четыре. Если в километрах, - наверно около 20-25-ти от Келифа. Окончательно встали блоком напротив одного достаточно крупного (названия, к сожалению, уже не вспомню).

Встали блоком, начали окапываться. Копали, а песок сыпался и сыпался. Здесь мне пришла хорошая идея, - обложить периметр верблюжьей колючкой, и кидать песок на неё. Песок в ней застревал, и сыпался не так сильно.
Обустроились. Рядом, правее встал БТР со 2-ой ПЗ. На нем старшим был вновь прибывший майор Стороженко. Он приходил к нам обговаривать взаимодействие на случай возможных «неожиданностей». Он ещё оговорился, назвав СПШ - СПГ, что вызвало смех у «дембелей» (естественно после того, как он удалился).
Потом по блоку проходил майор Рогов. Мою идею с верблюжьей колючкой похвалил, но сделал замечание по-поводу того, что место для наблюдателей просматривается из кишлака, и указал место, где следует сделать окоп для наблюдателей.
На само мероприятие по раздаче товаров и продуктов, я не привлекался. Как и что происходило в кишлаке, рассказать не могу. С блока было слышно, что «вещала» мангрупповская «балаболка» на базе БРДМ (водитель Костючук Рома): агитировали на «нерусском языке», кажется, песни какие-то крутили, тоже «нерусские».
Сколько там стояли, точно не помню. Похоже, что снялись на следующий день.
Ночь запомнилась обилием комаров. Не давали уснуть. Выход нашел простой: в «десанте» выкурил подряд несколько сигарет (хоть и не курил), комары стали вести себя менее активно, и была возможность уснуть. На посту ночью одевали комбинезоны с пропиткой (спецодежда для ремонта). (Когда спустя два месяца снимались в Прибрежку с операции в Джангаль-Арыке это учли, и взяли с собой полфляги репеллента).
Утром «снялись» и пошли обратно. При проходе одного из кишлаков над нами появились афганские «борты», обильно посыпав нас агитационными листовками. Я взял 3-4 штуки. Бумага была глянцевой, с обратной стороны чистая. Я её потом использовал для писем друзьям (типа открытки афганские). Жаль, что не отправил одно из писем домой (все мои письма были сохранены).
Опять же не обошлось без приколов. На обратном пути выяснилось, что в баке у бензовоза (ЗиЛ-131) кончился бензин. Возможно, что сколько-то бензина ему нацедили из БТРов, но то, что ему еще и дизтоплива налили, это точно. Чадил как хороший паровоз, но до мангруппы доехал.
Еще один нехороший эпизод произошел, когда уже шли маршем по асфальту. Колонна остановилась. 773-я БМП въехала в корму 775-ой. Не успел водила тормознуть. (Мы с Димой Тютеревым (ком. 773) вспоминаем иногда этот случай, смеемся от души). В итоге 775-я получила повреждения: сорвало нижнюю поворотную опору конвейера, кормовые двери открывали в мангруппе, зацепив трос за БТР.
По прибытию в Шибирган, наш начальник заставы ст. л-нт Анацкий похвалил личный состав за то, что мы себя неплохо показали, но из-за инцидента на дороге, он воздержится от написания наградных.
Похоже, что мероприятие прошло успешно, за что командование мангруппы могло поставить себе «галочку» за успешное проведение агитационно-пропагандистского рейда.


                              Стоит Афонин Виталий командир БМП № 775, скончался 01-08-92


                                   Афонин Виталий Михайлович 27.08.1967- 01.08.1992

Операция по выводу банды Джабора из кишлаков юго-восточное Андхоя в июне 1987 г.
Из воспоминаний Богданова Роберта Артуровича, в 1986-87 гг. командир БМП № 776 1-й ПЗ ММГ-2 Шибирган (объект Файзобад)


Для меня все началось с 15 июня 87, когда мы пошли на засаду в район соляных озер. Тогда якобы караван с оружием ловили, народу много было. Мы были на БМП-772, 774, 776, 777. Планировалось, что на три дня. О чём я пожалел потом, что не взяли тент.
Пошли мы смешанным составом: за старшего нач. 2-й ПЗ ММГ-1 м-р Грицков (он же на тот момент главный на объекте Файзобад). С нашей заставы (1-й ПЗ ММГ-2) замполит ст. л-т Хайлук. Десант тоже смешанный. На БМП № 774 в десанте был минометный расчет с 82-мм минометом. (Минометчики на нашем объекте были с ММГ-1). У меня в десанте было 2 человека, - Володя - снайпер, ефрейтор (призыв 85-2, из Харькова), и Эдик, мл. с-нт, ком. БТРа, из Свердловска (призыв 86-1). К сожалению фамилии уже забыл, хотя был уверен, что буду помнить до конца жизни (примечание: Владимир Сушко и Эдик Чукреев).
Не успели мы пройти и пяти километров, даже не дошли до Даулатабада, у меня с эжектора начало бросать масло. В чём дело, понял сразу, уже была такая история (пробило масляный радиатор). Возвращаться поздно. На наше счастье, с нами поехал прикомандированный с хоз. взвода ремонтник с машины МТО Петя Дрозд. У него с собой были паяльники!!!
Какое-то время продолжали движение. В пустыне встретили группу сарбозов на нескольких машинах. На переговоры пошли м-р Грицков, переводчик Хасихудуев и несколько бойцов. Мы наблюдали за переговорами и были готовы к любым неожиданностям, т.е. в полной боевой готовности. Они пообщались с сарбозами, и мы разъехались. Чуть не доходя соляных озер встали, сняли броневой лист, радиатор, и, запаяв, собрали все снова. Заночевали.
Позиции меняли несколько раз.
Через пару дней, не помню четко когда и где, но к нам подсадили на броню ДШ. Мы должны были выдвинуться в другое место. Но в тот вечер до места не дошли. Моя машина ушла в яму между барханами. Застряли. Разулись. Пока в песке обувались, пока вытягивали другой машиной, - время ушло. Прошли немного. Стемнело. Заночевали неподалеку вместе с ДШ. С утра прибыли на место. ДШ встали отдельно, мы - километрах в 2-3-х.
Через пару дней вода кончилась. Привезли на «бортах» в полиэтиленовых мешках. Но опять же не хватило надолго. А ДШ вертолетчики не нашли, и они вообще без воды оказались. Кто-то с тепловым ударом из них был оправлен на бортах в санчасть. ДШ сняли борты. Мы нашли колодец, но вода там оказалась горько соленой. Вода кончилась. Грицков принял решение наутро выдвинуться в Андхой. А может быть была такая команда. Той же ночью расстреляли караван с верблюжьей колючкой. Поставили «сигналки» в долине, сами наверху. «Сигналка» сработала, - верблюжий караван. Я в это время на посту был. "Старший"на 774-й дал минометному расчету команду "огонь". Осветительными. Причем сработала только третья осветительная мина («дембеля», похоже, парашютики в дембельский альбом приспособили). А Серёга Косик, наводчик с 774-й не понял, - раз старший на машине сказал огонь, - значит огонь. Потом его остановили, но две очереди он успел положить, - первая прошла вдоль каравана ниже ног верблюдов, а вторая прямо по горбам. Один верблюд так и сгорел с сухой колючкой на горбу. С утра туда пошла группа с переводчиком. Когда вернулись, доложили, что там два человека. Молодой парень лет 15-ти был убит, а пожилой «бабай» лежал живой с развороченным животом, кишки наружу. Ему переводчик сказал, что «сами виноваты, что ночью нельзя по пустыне ходить». Тот согласился... Когда мы уже собирались, остатки каравана вернулись и наверно их забрали. Грицков начал Косика отчитывать. А тот отвечает, - «была команда огонь»…
Потом пошли в Андхой, по пути зацепили на трос андхойский БТР.
Пришли в Андхой, а там тоже воды в колодце почти нет. Только и хватает, что на гарнизон. Мы же вроде как на «сухпае», а пить то хочется. Воды в Андхое было завались, но соленая (там к тому времени пробурили скважину). Сходили в баню. Там тоже вода из соленой скважины. Был кирпичный бассейн, и тоже полный воды, купайся, - не хочу. А вот с пресной водой, - беда. Пить хочется, - попили соленый чай. Гадость. Начали «бузить». Привезли в итоге нам бочку-прицеп с водой из-за пределов крепости.
Потом началась операция в кишлаке Арабшах. Ещё до подхода основных сил ММГ-2, мы на БМП 774 и БМП 776 выходили из крепости и вели огонь по кишлаку. Огонь корректировали из крепости по радиосвязи. Направление обстрела: купола, что чуть левее от выхода из крепости. Мы успели сделать около десяти выстрелов из орудий каждой машины, как поступила команда возвращаться в крепость. Как мне сказал уже после завершения операции ст. л-т Хайлук, машины начали обстреливать или из безоткаток, или из ручных гранатометов (я этого просто не заметил!). Я так понимаю, что нами решили не рисковать, т.к. местность там открытая, как на блюдечке. Потом прилетело одно из подразделений ДШ. Мне очень хорошо запомнилось, что они тренировались! Расчет СПГ прямо в крепости отрабатывал перемещение перебежками с СПГ и ящиком с выстрелами, заряжание, прицеливание. Это меня удивило. Наверно из-за этого Керкинская ДШ была, пожалуй, самой лучшей. Затем начали палить с крыши из СПГ в кишлак. Почему это хорошо запомнил, - стояла моя машина в тени здания, что слева от ворот крепости. Как они начали вести огонь, на нас всякая дрянь полетела от реактивной струи: пыль, обрывки рубероида, солома… Мы сразу же перегнали машину к зданию, что подальше, во втором ряду от ворот. С поста, что над воротами, вел огонь ПК. Со стороны кишлака тоже вели ответный огонь, хотя этого не было слышно внутри крепости. По мне чуть не попало шальной очередью. Я возвращался из столовой к своей машине. Шел по открытому месту, приблизительно посередине «центральной площади», и метрах в двух-трех легло несколько пуль. Они были на излёте, но, ударившись о землю, подняли фонтанчики пыли.
Потом пришла ММГ-2. Пообщались с парнями со 2-й заставы. Здесь же познакомился с Цаплагиным Эдиком и его другом, который прибыл в мангруппу вместе с ним. Они только что прибыли из учебки. Были РЛСниками. Было интересно пообщаться с новыми людьми. Чуть побеседовали, я ещё сказал ему что-то типа "не боись, все будет нормально". А получилось вот как…
Какое-то время шли подготовительные мероприятия. Потом всех построили. Поставили приказ. Только начали движение, (даже не вышли из крепости) заглох один из БТРов. Водитель открыл моторный отсек, поковырялся. Что-то не получалось. Залез прапорщик из «обоза», вроде бы успешно. БТР завелся. Хотел он по-молодецки спрыгнуть, но зацепился ногой за трос. И прямо с БТРа головой вниз об землю. Встал, головой трясет, побледнел весь. Сотрясение мозга наверняка получил сильное.
Вышли из крепости. Мы сначала встали почти напротив кишлака, а потом начали постепенно перемещаться влево, на ходу ведя огонь. Получилось что-то вроде подвижного блока. Потом встали, окопались «влёгкую». Из кишлака тоже вели ответный огонь, в том числе и из «безоткаток». Когда сообщили, что погиб Цаплагин, и есть раненые, мы начали палить в этот кишлак интенсивнее, (там кто-то на лошади с телегой хотел из кишлака выйти, - в общем, лошадь ту мы завалили), «борты» тоже неплохо приложились, сделав несколько заходов на кишлак, сначала НУРСАМи, потом из пушек.
Когда всё произошло, я был в эфире, (был в окопчике с переносной радиостанцией) и слышал доклад. Сначала начали докладывать "кроясь", - типа у нас один "холодный" и несколько "тёплых". Главный не понял. Они доложили прямым текстом: один убит, ранен новый майор (докладывающий не знал его фамилии, так и дал в эфир "новый майор"). Потом, похоже, он не вернулся в мангруппу после ранения.
Как погиб Цаплагин, нам рассказал Недведь, водитель БТР. Недведь был контужен тем же выстрелом, которым был убит Эдик Цаплагин, и майор (фамилию не помню, прим. м-р Стороженко) тоже ранен этим выстрелом. Когда это случилось, бойцы окапывали БТР. Как говорил Недведь, он присел передохнуть, прислонившись к скату колеса. Потом предложил копавшему землю Цаплагину тоже отдохнуть, а сам полез в БТР за пулеметы. Как только он сел к пулеметам, все и произошло. Эдик сидел, прислонившись к колесу. Выстрел от "шайтан-трубы" попал практически в Эдика. Я не видел его тела, но говорили, что руку практически оторвало и размозжило голову. Видел, как затаскивали БТР в крепость: скаты пробиты, и на переднем броневом листе следы останков бойца… От того, что произошло непоправимое, было грустно и обидно, что так все случилось. Говорили, что посмертно Цаплагина представили к ордену Боевого Красного Знамени. Как потом выяснилось, наградили орденом Красной Звезды.

Просмотров: 4450 | Добавил: Robin | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Объект "Файзабад" © 2024
Хостинг от uCoz