Объединение сайтов | Главная | Регистрация | Вход
Дневник воспоминаний
Богданов Роберт Артурович
11:25
Операция в районе Акчи по освобождению от бандитов к. Джангаль-Арык в июле-августе 1987 г.


Из воспоминаний Богданова Роберта Артуровича, в 1986-87 гг. командир БМП № 776 1-й ПЗ ММГ-2 Шибирган (объект Файзобад):

После операции под Андхоем пошли в Шиберган, а потом в Мордиан. Перед операцией в Джангали-Арык всех офицеров и сержантов-командиров машин, нач. мангруппы м-р Голоколосенко собрал в штабе ММГ-3, и поставил задачу. (Помимо ММГ-2 привлекались ДШ, вероятно ММГ-3, мангруппа из Мазари-Шариф (встретил парнишку с учебки, с одного взвода), сарбозы). Кишлак большой, периметр тоже. Так получилось, что мы на 4-х БМП под командованием м-ра Грицкова должны были выйти на восточную окраину кишлака, прикрыть высадку ДШ. Тронулись. Но под ногами путались минбатовские «шишиги», мешали быстрому передвижению, с дороги сойти не рискнули,- вязкий грунт, можно было «зарыться», - не давить же их. Когда, наконец, на скорости пошли вдоль кишлака, пару «бабаев», всё побросав, побежали в кишлак без оглядки. Получилось, что мы слегка не успели, прибыли одновременно с ДШ, - когда подъехали, высадка только что началась. Окопались. ДШ тоже. Вскоре нам дали команду переместиться в другое место, чуть севернее. Получилось, что стояли напротив «восточно-северного угла» кишлака. Сзади, напротив нас был КП.
Ночами на блоке кидали над нами с «бортов» осветительные «люстры» на парашютах (диаметр парашюта около 2,5 м, долго освещают местность, все хорошо, только какие-то железки отстреливаются, чуть не прибили). Там же свой минбат пристреливался, сзади нас метрах в 40 мины падали. Веселуха...
Переводчик Хасихудуев получил пулевое ранение в колено при ночном обстреле. (Встретил его в отряде в октябре, - ходил с палочкой и сильно хромал). Здесь же на блоке наградили моего наводчика Михайлюка «за БЗ», полгода спустя после Файзобадской операции. Он был легко ранен при обстреле Файзобада из минометов в декабре 86 г., - когда Расул обратно в басмачи «переметнулся». Один эпизод хорошо запомнил. Мы делали рокировку позициями с соседним экипажем БТРа. Если мы вкопались в арык (арык как траншея), то они выкопали капонир неправильно, метрах в 10-ти от арыка. После «обмена» позициями перекапывать не стали. И вот сидим ночью с Михалюком на броне, бдим. Вдруг слышим, в перемычке между арыками, метрах в 15-ти (вдоль кишлака большой арык, наш арык поменьше, параллельно большому, а между ними перемычки) гремят банки консервные пустые. Ну, всё, думаем, прозевали духов. Ну не должны были прозевать, бдительно службу несли. Думаем, сейчас в арыке скопятся, дадут по машине с 10-ти метров из гранатометов, и пацанам хана, что в машине спят. Сразу палить в арык, - они тоже палить начнут тут же. Попросил Михалюка прикрыть, а сам затвор передернул, и в арык пошёл, справа, по дуге, - думаю сбоку зайду, а там что будет. Честно говоря, думал, что всё. В арык спрыгнул, огляделся. Прошёл по арыку, встал напротив машины. Вроде бы нет никого. Пошел по перемычке. Духов нет, а гремит. Смотрю - банки гремят из-под сухпая. Бросали мы эти банки сами же в этот арычок, а ночью пришли ежи остатки доедать. Чувства противоречивые, и рад, что всё так получилось, обошлось, и злость на ежей... Полмагазина по ним в упор дал… Решили подстраховаться, поставили в перемычке растяжки. Прошло некоторое время, приходит на позицию «особый», Сан Саныч, и спрашивает: «Зачем растяжки поставил?», - и ушел. Через пару дней пришел м-р Мирук с м-ром Лобовым, раздали нам «пряники», пошли снимать. Поначалу одну растяжку не нашли. Потом обнаружили, что она сработала. По прошествии некоторого времени пошли прочёсывать местность между блоком и кишлаком на предмет обнаружения "схронов". Прошли весь периметр кишлака. Шли по бахче, заодно не забывая есть дыни. Один парнишка, Гриша из хоз. взвода, 5 или 6 «сигналок» «сработал». М-р Голоколосенко орёт: «долбо…бы, вам бы только дыни жрать, сгною в мангруппе». Хорошо, что к тому моменту м-р Мирук снял растяжки, а то тот же боец мог и их "сработать".
Ещё сходили в «прибрежку» на пару дней, вернулись в Джангали-Арык (снималось часть сил, и мы в том числе). Не знаю, зачем это делалось, но предполагаю, чтобы предотвратить возможный подход басмачей из прибрежных кишлаков в тыл наших позиций. Ведь просто так выдернуть с боевой операции более 10-ти «бронников» (сколько было точно, - сейчас затрудняюсь сказать), - не просто так. Ещё сходили, взорвали плотину в одном из близлежащих кишлаков. Выезд возглавлял м-р Сычев. Взрывали под руководством м-ра Мирука (нач. инженерно-саперной службы отряда). Сил привлекли прилично - машин 5-6, если не больше, как на отдельную операцию. На это мероприятие и сарбозы привлекались. Брали их на броню. Даже «борты» прикрывали на всякий случай. Когда минировали плотину, «борты» зависали над арыком, и пилоты через открытые боковые стекла переговаривались с офицерами, можно было при желании руку пожать вертолетчикам. Взрыв 50 кг тротила сразу, - зрелище красивое. До взрыва был относительно красивый пейзаж, - арык, плотина, плакучие ивы около арыка, рядом дома. После взрыва на ближайших деревьях не осталось ни одного листочка, близстоящие здания были все чёрные от поднятого взрывом со дна илом. Плотину взрывали потому что якобы арык был загорожен, и воды в Мордиане из-за этого не было. Плотина была из хвороста, но широкая (около 2-х метров) и достаточно высокая. А сколько змей там было после взрыва, - обалдеть… Капитан афганский, помню, стрелял метко. Попросил он автомат (у него был только пистолет), Сычев мне сказал: «Богданов, дай ему автомат». И начал он змей одиночными пополам перебивать, метров с 20-ти, приговаривая по-русски: «полтора туда, полтора сюда» (вместо «половина» говорил «полтора»). Возможно, местные так орошали поля, - плотину поставят, уровень воды перед плотиной поднимается, и вода самотеком по арыкам идёт, а тут мы со своей войной… Незабываемое зрелище там же увидел: бомбардировка кишлака Джангали-Арык 16-тью бортами одновременно 500-кг бомбами. Клубы пыли и гари от взрывов поднимались в небо не менее чем на сто метров. Стояли в этом Джангали-Арыке больше двух месяцев. В итоге пришли в Шиберган приблизительно 28 августа.
А через несколько дней пошли под командованием подполковника Козлова колонной в Меймене через «родной» Файзабад. Вышли из Шибергана, прошли немного по асфальту, и свернули налево в пустыню. Прошли менее десяти километров по грунтовке, как завалился на бок транспортный тентованый ЗиЛ-131. Меня в наблюдение припахали. Продукты и боеприпасы распределили по другим транспортным машинам, а что не влезло,- раскидали по бронникам. На нашу БМП тоже кинули несколько ящиков с патронами. ЗиЛ взяла на трос одна из машин. Когда дошли до развилки дорог, пошли не правее, как обычно (так выходили на отрезок дороги Андхой-Даулотобад непосредственно перед Даулотобадом), а взяли левее. Там сопки пошли покруче. Раздолбаный ЗиЛ замедлял движение колонны. Его сбросили под откос и расстреляли из ПКС. Дорога для меня была незнакомая, сопки пошли совсем крутые и высокие, дорога внизу между ними, как по ущелью. Если что,- уже никуда не денешься. А наверху посты «бесовские» (тогда еще Расул «не наш» был). В итоге вышли из сопок практически напротив Файзобада. Не знаю, как там получилось, но вроде бы сначала наверх доложили, что колонна прошла нормально, а вдогонку,- что потеряли одну машину. Но наверху уже отчитались "ещё выше", что все нормально, и сказали типа, что ЗиЛ откуда хотите берите. (Зам.потех старлей, нормальный был мужик, фамилию уже забыл (примечание: Каныгин Александр),- выкрутился потом,- у него в мангруппе был раздолбанный ЗиЛ, шурупами подаренный. Отремонтировали в отряде). Хотели мы машину в свой родной капонир загнать, да только нас тормознули,- раз идете в колонне, так в колонне и должны стоять. Сходил я в блиндаж, с пацанами «побратался», взял кое-что из личных вещей, и обратно. На следующий день колонну провели. Но на обратном пути мы тянули БТР.
У нас и так уже давно масло из-под коренного сочилось, а тут совсем потекло. Оставили нас на границе на «однерке». Пожили мы там с недельку, а там с нами на связь зам.потех мангруппы вышел, и мы пошли в отряд на ремонт. Наводчик Серега Михалюк сходил в санчасть, полечил зубы, и на бортах в Файзабад "смотался". Остались с механиком вдвоем. Поменяли двигатель. Потом колонна была только до Андхоя. С нами был еще БТС (водила Полосатов из Тулы) и тот самый отремонтированный ЗиЛ. Мы в Андхое пришлись кстати. Там был очень маленький гарнизон (на тот момент менее 20-ти бойцов), парни с постов не вылазили. Мы тоже стали на посты ходить. Ночью было уже холодно, а у меня ботинки на босу ногу. Взял у пацанов старую шинель,- полы отрезал,- и получились отличные зимние портянки. Там же встретили ноябрьские праздники. Выезжали мы на праздничное мероприятие в Андхой. В ответ в крепость приехали афганские школьники, давали концерт. В основном пели свои песни. Помню еще, что была на территории крепости вырыта яма прямоугольная с вертикальными стенами, высотой около 2,5-ой метров. Дали нам задание с другими анхойскими бойцами срезать одну из стен, сделав откос. Решили пол-стены срезать, а в нижнюю часть срезанный грунт накидали. Получился откос. Решили БТСом утрамбовать насыпанный грунт. Грунт просел. Полосатов и так крутился, и эдак, и на БМП мы его тросом цепанули,- не смог выехать, а только сцепление сжег в этой яме. Мы потом колонной на Шиберган ушли, а он так и остался в яме (интересно, как долго он там простоял?-это у андхойцев было бы любопытно узнать). Когда пошли колонной на Шиберган, бронемашины шли через одну «ствол вправо, ствол влево». У меня был влево. Когда дошли до асфальта, начали появляться встречные машины. Решил я ствол прямо поставить, а башню заклинило. Электроприводы не справляются. Решил вручную. Чуть шевельнул,-опять заклинило. Прямо на ходу начал разбираться, в чем дело. Оказалось, что сзади между башней и броней застряла пуля от АКМа. Выковыривал её прямо на ходу. Хорошая такая пуля, с хорошими нарезами. Наверно какая-то сволочь бесовская сзади стреляла. У БМП спереди сектор приблизительно в 270 градусов между башней и броней буртиком защищен, а сзади нет. В Шибергане были недолго. Я точно не помню, но возможно, что с этой же колонной пошли на Файзабад. (Я потом подсчитал, что не был там 5 месяцев, - если не считать той ночи, что за пределами объекта с колонной стоял).


Операция "Дарбант"

(Я находился где-то в районе Джумабазара, приблизительно, где тогда колонну раздолбали, и погибли водитель Подрез, и был смертельно ранен Казаков. Но спустя несколько дней. Похоже это была огневая площадка, откуда Грады лупили, и стояли артиллеристы с 122-мм орудиями.)
Точную дату начала операции не могу назвать. ОРИЕНТИРОВОЧНО 16 НОЯБРЯ (хронологию восстанавливаю приблизительно, - по своим письмам домой) я вернулся в Файзабад после 5-ти месячного отсутствия (см. "Июнь 1987 г. операция в р-не Андхоя", - "Июль-август 87 г. операция в районе Акчи", - потом колонна на Меймене, - поломка, - ремонт в отряде, - Андхой, - Шиберган...). Через несколько дней была большая колонна на Меймене. Наверно от неё можно начинать отсчет первого этапа операции. С колонной шли подразделения СА: танкисты, артиллеристы. Колонна остановилась в Файзабаде. Хорошо запомнился случай, как двое бойцов СА ограбили местного жителя. Он пришел жаловаться на солдат в Файзабад. Не долго думая, один из наших старших офицеров пошёл с этим жителем по колонне. Житель указал на обидчиков. Их "задержали", и на бортах отправили в Союз. Они ещё очень радовались, и кричали, что в Союз едут. Чем закончилась для них эта история, можно только предполагать... Рано утром следующего дня пошли на Меймене. С этой колонной провели в Меймене "Грады" (ММГ-1 регулярно и безнаказанно обстреливали РСами, а 120-мм минометы, даже с дополнительными зарядами не могли накрыть огневые позиции ответным огнем). Очень четко помню, как колонна шла вдоль «взлетки», вытянувшись "ниточкой" (шёл в замыкании на предпоследней БМП).
Первые БТРы повернули и зашли в мангруппу. Когда в створ ворот начал въезжать первый транспортный "Урал", его закрыло пылью от взрыва. РС упал в непосредственной близости. Но "Урал" продолжил движение. Как только зашли на территорию мангруппы, мы "воткнулись" в один из капониров. Прилетел ещё один РС. Расчет "Града" сразу "с марша" развернулся, и дал ответный залп. Фактически сразу по прибытию получили "боевое крещение". Когда возвращались обратно, в "зелёнке" уже стояли артиллеристы СА (помню, что 30-й приказал замыкающему доложить о прохождении батареи). Под вечер вернулись в Файзабад. 24.11. Я дежурный по заставе. Узнаю, что готовится выезд в сторону Меймене. Моя машина тоже идет. Я, как командир машины и отделения, должен ехать, но за старшего на моей машине едет кто-то из офицеров. Честно говоря, не очень хотелось ехать после бессонной ночи дежурства. Я остаюсь на объекте, продолжаю «дежурить». Когда вечером группа возвращается в Файзабад, сообщают, что Казаков погиб. Спустя несколько дней из Файзабада на вертолетах перебрасываются Расуловцы (прим. 511-й национальный полк Расула Пахлавона). С ними летит переводчик Эшонкулов Рахмонберды (Рахмон, или как мы его называли Рома).


Переводчик Рома Эшонкулов с Расуловцами. Он вместе с ними десантировался на бортах из Файзабада. Когда они садились в борты, мы смеялись: "басмаческое ДШ". Рома четвертый слева.

Потом мы сопровождаем снаряженный «Град», базировавшийся в Файзобаде, на место залпа (прим. район Джумабазара). Прибываем на место, «Град» дает залп и уходит. Мою машину оставляют вместо неисправного БТРа. С БТРа ко мне пересаживаются ст. л-т Кафаров, фельдшер прапорщик Марчук, и несколько бойцов, в т.ч. пулеметчик Нестеренко. Нестеренко рассказывает, что он перевязывал раненого Казакова.
Начинаем обустраиваться. На «залп» поехали «налегке», оставаться не планировали, с собой не взяли спальники. Спим по очереди в тех мешках, что были у «пересевших» к нам бойцов. Через пару дней пришли артиллеристы из Таш-Кугана. Батарея 122-мм орудий СА, гусеничные бронированные тягачи МТЛБ, и «КамАЗ». Встали в 20-25 метрах от нашей машины. Соседство полезное - у нас были дрова после каждого их залпа ящики освобождались. Через несколько дней приехали наши ребята на 772-й и 774-й БМП, стоявшие где-то на блоке около кишлака, чумазые. Дров у них не было, готовили еду на дизтопливе, прокоптились.
Через несколько дней нас переводят на другую позицию - передвигают метров на 150-200 с северной стороны «котловины» на восточную, наверх, откуда видно кишлак. Рядом, метрах в 20-ти БМП-2. Еще один раз приходил снаряженный «Град». Давал залп, и уходил. Потом разбился «борт». Когда он подлетал на посадку, кто-то из офицеров, приказал мне взять пару бойцов и бежать на разгрузку бортов. Мы побежали. Вертолет поднял пыль, не было ничего видно. Он воткнулся лопастями в сопку, полетели обломки лопастей. Один из обломков пролетел над моей головой, выше на 1-1,5 метра. Я сначала подумал, что это не лопасти летят, а борта от кузова артиллерийского «КамАЗа», - думал, что он в их машину воткнулся лопастями и начал рвать борта кузова. «Борт» упал в непосредственной близости от артбатареи СА. После того, как пыль рассеялась, борт лежал на боку, редуктор вращался, копая яму. Потом двигатель заглох, начало испаряться топливо. Из-за возможного взрыва паров топлива, мы сначала отбежали метров на 15-20 назад. Затем топливо испаряться перестало. Летчики выбрались самостоятельно. Один из них пожаловался на боль в области шеи. Пассажиру помогли выбраться. Он говорил, что его чуть прижало ящиками с патронами. Но был он в сознании, и достаточно бодр.


фото ст. пр-ка Маракуца В.Л.

Потом «борт» частично разобрали приехавшие авиационные механики. Я тоже принимал участие в разборке. В салоне видел табличку завода изготовителя, дата выпуска февраль 1987 г. Я снял с него зеркало заднего вида, иллюминатор с двери пилотов (из оргстекла на вставки в погоны), мягкую часть сидения под зад (на броню подстилать). Меня пустили туда на разборку в виде исключения, "на практику", как студента авиационного института. Из явных повреждений: деформация основания задней балки в результате падения, поломанные лопасти, повреждения редуктора, песок в двигателях и наверняка много скрытых дефектов и т.д. Но по любому, восстановление этого борта было бы делом хлопотным. Его взорвали. Ящик тротила в салон, и все… Только двигатель остался после взрыва лежать, пальнули по нему несколько раз из орудия моей машины.


Фото с сайта Мардиан

Как рассказывали пилоты, произошло следующее: боковой крен при посадке приборы показали больше критического, они протянули вперед и воткнулись лопастями в склон. Они садились посередине долины (котловины), там была дорога, и я предполагаю, что они попали одним колесом в колею, соответственно крен большой. Нулевая видимость из-за пыли тоже сыграла роковую роль. Потом мы снялись и прибыли в Файзобад. Утром 10.12.87 г. вышли к границе, встретили колонну, провели в Меймене. На обратном пути сломался один из «Уралов». У него отвалилось рулевое колесо (руль). БМП-776 и БМП-775 под командованием нач. заставы ст. л-та Хисамова, оставили тянуть «Урал», а колонна ушла вперёд . Так и шли, 776-ая впереди, 775-ая тянет «Урал». Шли медленно, шансов дойти до Файзобада засветло было мало. Потом водитель «Урала» закрепил на рулевой вал гаечный ключ. В итоге колонну мы догнали за несколько километров до Файзобада уже в полной темноте. Вечером вернулись в Файзобад. В тот же вечер, на боевом расчете, мне объявили, что завтра на дембель.

Просмотров: 3752 | Добавил: Robin | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 6
0  
6 К0лЯ   (18.11.2008 21:45) [Материал]
Да это книга жизни у тебя выходит. Самое главное что все вместе твои воспоминания.
Как нибудь надо будет своими также занятся, отлично получается.
Огромное спасибо тебе.

0  
5 Robin   (16.11.2008 14:51) [Материал]
Коля, после моего "свежего" коммента вставь два больших куска из моих воспоминаний с объединения сайтов, из раздела боевые операции Июнь 87г Андхой и июль-август 87г операция в Джангаль-Арык. Там я все очень подробно и последовательно написал, вплоть до конца августа 87г.

0  
4 Колесница   (12.11.2008 20:15) [Материал]
Роберт твоим воспоминаниям цены нет. А я себя ни как заставить не могу поднапрячься.

0  
3 К0лЯ   (02.11.2008 21:10) [Материал]
В городе Борисове по сей день военную технику ремонтируют. "Батька" не дал развалить такое предприятие.
А про собаку "Ойдан" отлично написано на сайте Шыберган.

0  
2 Robin   (26.10.2008 21:47) [Материал]
Распорядок особым разнообразием не отличался: пост, рытье земли , сон. И так каждый день. Только в выходные было плегче. И была баня. Мылись партиями по четыре человека, выделялось 15минут. Хорошо, но недолго.Она была в палатке, там была печка с вмурованными в нее двумя чугунными казанами (в таких узбеки плов готовят). В одном вода горячая, в другом холодная. И две бетонные "лавочки"(притащили от моста два каких-то бетонных элемента, похожих на скамеечки). Прикол однажды получился. Пошли как-то в баню. Я и три "дедушки". Моемся. Один из них стирает себе трусы, и вдруг обнаруживает, что на них нет красного лампаса. Выясняется, что он мои трусы постирал. Другие его на смех подняли. Опозорился дедушка... Вечером про это уже другие "деды" знали и над ним посмеивались.

0  
1 К0лЯ   (20.10.2008 20:34) [Материал]
Да Роберт как все пересекается. Меня прямо с операции сняли на дембель. Нас всех 30 дембелей на двух бортах в Союз отправили.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Объект "Файзабад" © 2024
Хостинг от uCoz